Новруз — чуждый для ислама праздник. Но именно мусульмане его и сохранили. Хотя против него выступали и ортодоксальные клерикалы, и не менее ортодоксальные безбожники-коммунисты.
Что за праздник такой? Что-то вроде мусульманского нового года? Некоторые так и считают. Это не совсем так.
Когда новый год?
Начнем с простого. Почему мы празднуем Новый год 1 января? Потому что в этот день год и начинается. А почему? Что за день такой 1 января? А никакой, обычный. Просто Юлий Цезарь, как и многие римляне, особо почитал среди всех Януса. Того самого двуликого — бога дверей, входов и выходов, начала и конца. День, посвященный Янусу, и был объявлен началом нового года, «дверью» в наступающий год. Первый месяц был назван «январем». Тоже в честь Януса. Это потом появились, елки, Деды Морозы, бой курантов и салат оливье.
Но не для всех новый год начинался 1 января. Не для всех и сейчас начинается.
Да, католики живут по григорианскому календарю, но православные — уже по юлианскому, евреи отсчитывают время от мифической даты сотворения мира, мусульмане — от времени переселения пророка из Мекки в Ясриб.
Но все это условные даты, придуманные или назначенные. И только природа и прислушивающийся, присматривающийся к ней человек существуют по непридуманным, естественным законам.
Поэтому гораздо раньше, чуть ли не с первых дней своего существования, люди сверяли свою жизнь по солнцу. Вот дни становятся темнее, а вот ночь — короче. И дважды в году день и ночь — поровну. К этим точкам отсчета примеряли сев и сбор урожая, начало и окончание сельскохозяйственных работ, будни и праздники.
Долгота дня и восход солнца, приход весны, тепло, сменяющее холод, не зависят ни от национальности, ни от вероисповедания.
Глянешь на небо — и все понятно. Если луна меняется, на наш астрономический взгляд, дважды в месяц — вот лунный диск растет, вот убывает, а вот и полнолуние, то солнце во всей своей полноте предстает дважды в год. В день весеннего (и осеннего) равноденствия ночь становится короче дня, солнце абсолютно точно восходит на востоке, а заходит на западе. Время сеять (или, если осень, время убирать).
Вот он правильный новый год. «Новруз» («нов» — новый, «руз» — день) — персидское название этого праздника.
При чем тут Заратустра?
Считается, что Новруз пришел к нам по наследству от персов-огнепоклонников, зороастрийцев. И все-таки не очень точно считать наш Новруз праздником от Зороастра (или, иначе, Заратустры).
Нет ни одного народа, у которого к этому дню хоть когда-то в истории не были бы приурочены праздники. Потому что это естественно — радоваться наступающему теплу и свету. Красочные карнавалы Европы, перенесенные в Бразилию и другие латиноамериканские страны, — та же встреча весны, только передвинутая католической церковью подальше от дня весеннего равноденствия. Церковь просто приватизировала, как и многое другое, древнейший народный праздник встречи весны.
В России только что отпраздновали Масленицу, приуроченную к началу христианского поста, называя ее проводами зимы и встречей весны. И где тут логика? Вокруг снег, порой морозы — какая весна?
Древние славяне были логичнее. Помните старое русское выражение про первый блин комом? «Ком» — так называли предки своего тотемного животного медведя. В день прихода весны, пробуждения медведей после спячки славяне первые испеченные блины раскладывали на пеньках — комам на съедение. Отсюда и праздник Комоедица, праздновавшийся с разгульным размахом. Не скучнее, не тусклее, чем сегодня отмечается Новруз. Славяне считали, что в день весеннего равноденствия младенец-солнце, которого они называли Колядой, становится юношей-солнцем Ярилой, а уже потом, летом, — мужчиной в расцвете сил Купалой. Прекрасная сказка, отличный праздник! И при чем тут Заратустра?
Как мусульмане празднуют?
Много веков азербайджанцы и узбеки, таджики и многие другие исповедующие ислам народы называли себя в обиходе просто — мусульмане. Может быть, поэтому и произошла путаница. Ну да, раз мусульмане празднуют, значит, и праздник исламский. Хотя так не считали мусульманские богословы и священнослужители.
Но как Масленица — к православию, а день святого Валентина — к католичеству, так и Новруз никакого отношения к исламу не имеет. И так же, как и в христианстве священники искоса смотрели на яро веселящуюся перед постом ряженую толпу, так и исламские имамы и муллы неодобрительно покачивали головами, глядя на народ, искренне радующийся наступившей весне. Радовались бы тихо, а они разводят костры, прыгают через них, красят куриные яйца, выращивают в блюдечках зеленые ростки пшеницы и делают много вещей, о которых ни в священной книге Коран, ни в преданиях о жизни пророка Мухаммеда (мир ему) ничего не сказано.
Арабы никогда Новруз не праздновали и не празднуют, нет и не было такого в традиции. В Сирии Новруз до сих пор запрещен, но это уже другая история.
А вот на пространстве, которое хоть каким-то краешком касалось древней персидской культуры, Новруз — один из самых любимых праздников. Для азербайджанцев, иранцев, таджиков — может быть, самый. У татар и башкир он все-таки уступает место сабантую — празднику первой борозды, тоже совсем не исламскому.
Ислам — религия, много внимания уделяющая регламенту. Это дозволено — халяль. А вот это запрещено — харам. Любое проявление язычества встречает у мусульман, мягко говоря, неодобрение. Есть единый Всевышний Бог, которому поклоняются люди одной веры — иудеи, христиане, мусульмане. А есть божки, идолы, колдовство и гадания, отвлекающие людей от веры. Ширк — говорят про такое мусульмане — многобожие, идолопоклонство, язычество. Самые ревностные фанатики — салафиты — видят ширк чуть ли не во всем. Подарил цветы на Восьмое марта, поздравил с Новым годом, вышел на площадь в День города — ширк.
Но что говорят богословы, отрицающие радикализм?
Спокойно, грамотно, ссылаясь на аяты Корана и хадисы Сунны, они объясняют, что если во время праздника мусульмане не участвуют в иных, чем исламские, религиозных обрядах, так пусть празднуют, не запрещено.
Кстати, именно так решили полвека назад и советские идеологи. Народный, искренний, красочный, очень театрализованный и совсем не идеологизированный праздник во все века подпадал под преследование господствующей идеологии. С тем же рвением, что и особо «принципиальные» мусульмане, его запрещали ортодоксальные коммунисты. За это снимали с работы, выгоняли из партии, обвиняли чуть ли не в приверженности древней персидской религии зороастризму, ничего опасного в себе не таившей, кроме разве того, что одну из своих книг не жалуемый в советские времена философ Ницше назвал «Так говорил Заратустра».
Но в позднем СССР сначала в Азербайджане, потом в Средней Азии, потом в Дагестане и в Поволжье Новруз все-таки стали праздновать. Ростки пшеницы пробили идеологический асфальт. Узбеки варили зерновой суп «сумаляк», казахи ставили на стол «наурыз коже» — блюдо из семи элементов, таджики просто выкладывали семь продуктов, обязательно начинающиеся на букву «с».
Сегодня в странах Центральной Азии и Среднего Востока это государственный праздник. В Азербайджане будут официально гулять 7 дней, в Иране — 13. Почти как мы на Новый год.
В 2009 году Новруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества; с этого времени день 21 марта объявлен Международным днем Новруза.
А в преддверии праздника, 20 марта, в Москве в одном из павильонов ВДНХ соберутся полтора десятка тысяч человек. Будут петь, танцевать, угощать народными яствами, торговать сувенирами. Что празднуют? А просто весну. Очень радостный праздник. Потому что дальше дни будут только теплее, светлее. А может быть, и счастливее.