Древнеегипетский календарь — созданный в долине Нила календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией около 4 тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — яркой звездой тропического небосвода. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса, совпадающими в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествующими разливу Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления отставали от календаря на 1 сутки. При отсутствии високосных лет Новый год проходил за 1460 (365 × 4) лет все сезоны и возвращался на начальное число. Период в 1460 лет назывался сотическим периодом, циклом, или Великим годом Сотиса.
Первым днём года считался тот день, когда Сириус (Сотис) восходит на утренней заре в Мемфисе (19 июля). Календарь был введён в день совпадения первого дня солнечного сидерического года (полного оборота Солнца по орбите относительно Сириуса) с первым днём обыкновенного года, а именно 19 июля 4241 года до н. э. — являющийся, таким образом, первой достоверной датой, которую знает история человечества. [1]
Содержание
В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца каждый.
- Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября
- Время всходов (перет) — с середины ноября до середины марта
- Время засухи (шему) — с середины марта до середины июля
Названия сезонов связаны с сельскохозяйственными работами (например, в сезон «Всходы» происходило созревание урожая, а в сезон «Засуха» производился сбор урожая), а также ежегодным разливом реки Нил, оказывающим непосредственное влияние на земледелие (отсюда название сезона «Половодье»). Месяцы обозначались номерами (первый месяц Половодья, второй месяц Половодья и т. д.). Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). Египтяне знали, что год включает в себя не 360 дней (12 месяцев по 30 дней), а 365 дней, поэтому остальные 5 дней, не вошедшие в календарь, добавлялись в конце последнего месяца. Эти дни назывались Hrj.w-rnp.t (хериу-ренпет), что дословно означало «находящиеся над годом». Каждый такой день отмечался как день рождения соответствующего божества: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. Иногда для обозначения первого месяца использовали специальное слово — tpj (тэпи), что означает «первый», а для последнего месяца — arky (арки), что переводится как «последний». Египтяне, начиная с конца Древнего Царства, вели летосчисление с момента воцарения нового правителя. В официальных документах дата записывалась по следующей схеме: 1) «год правления» (rnpt-Hsb) и номер года; 2) знак месяца и номер месяца в сезоне; 3) название сезона; 4) знак дня и номер дня по порядку; 5) «времена правления царя двух земель» (xr Hm n nswt-bjt); 6) тронное имя царя в картуше.
rnpt-Hsb 2 (jbd) 3 Axt (sw) 1 xr Hm n nswt-bjt n(j)-mAat-ra
Второй год правления царя двух земель Аменемхета III, день первый третьего месяца сезона Половодья [2]
Считается, что начало года на момент ввода календаря было синхронизировано с гелиакическим восходом Сириуса (первое в году появление перед восходом Солнца). Египетское название Сириуса — spd.t (Сопдет). Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года египетский Новый год опережал на 1 день, и только через 1460 лет (цикл «Сотис») он снова приходился на день «восхода» звезды Сириус. Время ввода официального календаря можно рассчитать: например, точно известно, что «восход» Сириуса совпадал с первым днём Нового года в период с 136 по 139 гг. н. э. [3] Можно предположить, что такое же явление наблюдалось в 1317—1314 гг. до н. э. и в 2770—2767 гг. до н. э. Поскольку известно, что такой календарь использовался ещё в Древнем Царстве, то последний период представляется наиболее вероятным. За исключением указанных периодов, «восход» Сириуса не совпадал с первым днём сезона «Половодье». Так, например, арифметически можно вычислить, что в 2293 г. до н. э. «восход» Сириуса и последующий разлив Нила произошёл уже в начале сезона «Всходы». Таким образом, связь названия сезонов с этапами сельскохозяйственных работ в долине Нила, а также с разливом самого Нила была лишь условной, то есть действительной только для указанных периодов по циклу «Сотис». Вопрос о совпадении времени начала разлива Нила и времени «восхода» звезды Сириус также является предметом обсуждения, однако с достаточной долей уверенности можно утверждать, что на момент ввода такого календаря (начало — середина третьего тысячелетия до нашей эры) эти явления совпадали [4] .
При Птолемеях была проведена реформа — введение каждые четыре года високосного года. В 238 году до н. э., на девятый год царствования Птолемея III Эвергета, в Дельте был обнародован жреческий декрет. В XIX веке он был найден в Танисе и получил известность как Канопский декрет, по названию того места, где заседал конклав, готовивший реформу календаря. Подобно камню из Розетты, он был трёхъязычным, включая греческий текст, иероглифы и египетское демотическое письмо. Египетский год (365 дней) служил единицей измерения времени для астрономов средневековья и раннего нового времени.
Счисление времени в Древнем Египте велось по солнечным годам, Луна в календаре древних египтян не играла никакой роли [5] .
Лунный календарь использовался в религиозных и бытовых целях (например, для определения даты религиозных праздников или в личных письмах), а также для определения начала различных этапов сельскохозяйственных работ. [ источник не указан 345 дней ] . Начало лунного календаря приходится на определённую фазу Луны, например, лунный месяц может длиться от новолуния к новолунию; длина лунного года короче солнечного, поэтому начало лунного года сдвигается относительно солнечного и с течением лет обходит весь круг времён года — весну, лето, осень и зиму; то есть лунный календарь показывает только число дней от новолуния и не следует за временами года, внешними климатическими условиями и годичным распределением работ [6] . Месяцы по лунному календарю не соответствовали месяцам официального календаря, так как по официальному календарю начало разлива Нила могло приходиться на любой месяц в соответствии с циклом «Сотис», однако по лунному календарю началу разлива Нила всегда соответствовал месяц Тот. Каждый месяц в лунном календаре назывался по религиозному празднику, отмечаемому в следующем месяце. Во времена Нового царства названия некоторых месяцев изменились в соответствии с названиями местных праздников, которые отмечались в столице Верхнего Египта — Фивах. Изредка названия лунных месяцев все же использовались при обозначении даты по официальному календарю в административных документах. Лунный календарь включал в себя 12 месяцев по 29 — 30 дней каждый. Особое название было для первого дня каждого месяца — psDntjw (песджентиу), что означало «праздник новой луны». Последующие дни именовались в соответствии с их числом (второй, третий, четвёртый и т. д. день такого-то месяца). Соответствие месяцам современного календаря можно установить лишь с той оговоркой, что начало лунного месяца зависело от региона (так как разлив Нила начинался не одновременно на всей территории Древнего Египта): в Мемфисе месяц начинался раньше, чем в Элефантине (в таблице ниже дано примерное соотношение).
Названия месяцев по лунному календарю Древнего Египта Править
№ п/п | Среднее царство | Новое царство | Греческий | Коптский в лат. транскрипции | Арабский | Современный календарь | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Рус. транскрипция | Греч. транскрипция | Лат. транскрипция | Араб. транскрипция | |||||
1 | Техи (Тот) [a] | Джехути | Тот | Θώθ | Thout | Tout | توت | июль — август |
2 | Менхет (одеяние) | Панипет | Паофи | Φαωφί/Φαῶφι | Paopi | Baba | بابه | август — сентябрь |
3 | Хут-Херу (путешествие Хатор) | Хут-Херу | Хатир | Ἀθύρ | Hathor | Hatour | هاتور | сентябрь — октябрь |
4 | Нехеб-Кау | Ка-хер-Ка | Хойак | Χοιάκ/Χοίακ | Koiak | Kiahk | كياك | октябрь — ноябрь |
5 | Шеф-Бедет (набухание пшеницы) | Та-Аабет | Тиби | Τυβί/Τῦβι | Tobi | Touba | طوبه | ноябрь — декабрь |
6 | Рекех-Вер (большой пожар) [b] | (Па-Эн-Па) Мехеру | Мехир | Μεχίρ/Μεχείρ | Meshir | Amshir | أمشير | декабрь — январь |
7 | Рекех-Неджес (малый пожар) | (Па-Эн) Имен-Хетеп | Фаменот | Φαμενώθ | Paremhat | Baramhat | برمهات | январь — февраль |
8 | Ренен-Утет (Ренутет) [c] | (Па-Эн) Ренен-Утет | Фармути | Φαρμουθί/Φαρμοῦθι | Paremoude | Baramouda | برموده | февраль — март |
9 | Хенсу (Хонсу) | (Па-Эн) Хенсу | Пахонс [7] | Παχών | Pashons | Bashans | بشنس | март — апрель |
10 | Хенет-Хети-Перти | (Па-Эн) Инт | Паини | Παϋνί/Παῦνι | Paoni | Ba’ouna | بئونه | апрель — май |
11 | Ипет-Хемет | Ипи-Ипи | Эпифи | Ἐπιφί/Ἐπείφ | Epip | Abib | أبيب | май — июнь |
12 | Упет-Ренпет (открытие года) [d] | Месут-Ра | Месоре | Μεσορή | Mesori | Mesra | مسرا | июнь — июль |
В 25 году до н. э. установлен Александрийский календарь, синхронизированный с юлианским календарём, но сохранивший прежние названия месяцев, в котором каждый четвёртый год в конце года добавлялся один день. К древнеегипетскому календарю восходят коптский и эфиопский календари, до сих пор применяемые местными церквями. Структура египетского календаря была заимствована французским революционным календарём.
Варианты написания Править
В исторических документах могут встречаться «искажённые» написания месяцев.