Формировать у детей представления об осени, как о красивейшем времени года, используя средства художественной выразительности (стихи, песни, пословицы, загадки).
Конкретизировать знания детей о труде хлеборобов, о технике, которую используют для уборки хлеба.
Познакомить детей с последовательностью приготовления теста, используя логическую цепочку картинок с изображением продуктов.
Продолжать развивать навыки лепки из соленого теста, изготовляя по своему желанию различные хлебобулочные изделия.
Воспитывать желание и умение трудиться в коллективе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное и аккуратное отношение к хлебу.
Предшествующая работа:
Рассматривание картины « Золотая осень», иллюстраций о труде хлеборобов.
Чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, пословиц, народных примет.
Словарь:
Волшебный ковер, разноцветный узор, пашут, сеют, жнут, комбайнеры, пекари, хлеборобы, элеватор, мукомольный завод, противень.
Оборудование:
Иллюстрации на тему «Золотая осень»
Выставка рисунков детей.
Картинки с изображением продуктов.
Тесто (мука и соль), фартуки, колпаки, влажные полотенца, противни.
ХОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сегодня замечательный, прекрасный, солнечный день
О каком времени года эта музыка? Почему? (грустная, печальная …)
А вы знаете, ребята, осени посвящено не только множество музыкальных произведений, но и очень много стихов и песен.
Ребенок: Осенний лист
Воспитатель: Вот видите, ребята, осень не только наводит грусть и печаль, но и радует нас своей красотой, золотыми листьями.
А ещё чем радует нас осень? Что она приносит? (урожай)
Так из года в год бывает
Только осень подойдет
Добрый праздник урожая
В селах празднует народ.
Ребёнок :
Созревал на солнышке
Урожай по зернышку.
И теперь их с поля
Убирать их нужно
Воспитатель: упражнение на развитие координации движений «Колоски»
По весне поле вспахали
Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Зерном поле засевали.
Прикасаются пальцами, одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону («сеют»).
Перекрещивают ладони, раздвигают пальца, поднимают руки («солнце»)
Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу.
Высоко поднялись колоски,
К солнышку тянутся они. Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки.
Ветер налетает,
Колоски качает
Покачивают руками над головой.
Вправо пригнулись,
Влево качнулись
Наклоняют корпус и руки вправо, влево.
А как дождичек идёт
Медленно опускают руки. Быстро шевеля пальцами.
Рожь возницу пьёт и пьёт
Складывают ладони чашечкой и подносят ко рту («пьют»)
Поднимают руки, пальцы раздвинуты.
До чего ж красива.
Трясут кистями рук над головой
Ребенок :
Хлеб не падает нам с неба
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
Ребенок – Человек привык трудиться-
Люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зернышке пшеницы,
В каждой крошке хлеба – труд!
Воспитатель: А кто же, дети, трудится, чтобы вырастить, убрать урожай хлеба. (комбайнеры, трактористы, шоферы).
А как их можно назвать одним слово? – «хлеборобы».
Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошел…
А как же хлеб на стол приходит? (картина «уборка урожая»)
Ответы детей:
«Комбайн скашивает колоски, обмолачивает, и они по рукаву сыплются в кузов машины».
Воспитатель:
С поля прямо в магазины
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину
И спешит …. на элеватор (дети хором)
А что такое элеватор? (на элеваторе сушат зерно)
Что же потом делают с зерно? (мелют и получают муку, муку везут на хлебозаводы и пекут хлеб)
Молодцы, дети, очень много знаете о хлебе, а вот загадку вы отгадать сможете?
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят!
О чем эта загадка? (о хлебе)
Показ картинки с золотистым караваем.
Вот он хлебушка душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
А вот эта картинка у меня рассыпалась. Кто поможет её собрать ( пословицы)
«Хлеб всему голова», «Много снега – много хлеба» и др.Что же тут, ребята, написано? Почему так говорят?
Какие пословицы вы ещё знаете?
Много пословиц вы вспомнили, а загадки о хлебе вы знаете?
Загадки: Он идет, волну сечет
Из трубы зерно течет (комбайн).
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом (колос).
Воспитатель: Давайте, дети поиграем в игру, которая называется «Пшеница и хлебород»
Дети – «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо – влево, вперёд – назад. Входящий – «хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идёт между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). То, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.
Воспитатель: А теперь посмотрите на эти картинки и скажите, что на них изображено? (продукты)
Для чего нужны эти продукты? ( для приготовления теста)
Помогите мне, пожалуйста, расставить картинки в той последовательности, как готовиться тесто.
Все правильно расставили, молодцы, тесто должно получиться сдобное, пышное, ароматное. Сейчас мы с вами приготовим тесто, и будем печь пироги, как настоящие пекари.
Скажите, что можно испечь? ( пирожки, сочни, колобки, калачи, ватрушки, коржики и т.д.).
А чтобы наша выпечка была не только вкусная, но и красивая, что нужно сделать (украсить).
Чем украшают? (жгутиками, косичками, листочками)
Давайте приступать к работе. Надевайте фартуки, берите кусочек теста и начинайте раскатывать. Готовые изделия кладите на противень. А чтобы пирожки не пригорели, мы смажем его маслом. (работа с тестом 5-7 минут).
Вот и готова наша выпечка, пекари потрудились на славу. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (оценка работ)
Молодцы! Вы умеете не только веселиться, но и хорошо трудиться. Нашу выпечку мы отнесем на кухню и поставим в духовку. (Относим на кухню) Наши пирожки готовы посмотрите, какие они красивые, сдобные, вкусные.