Такой праздник, как Осенины, почти совсем забылся — иногда даже путают, когда же он праздновался, что отмечали в «первые осенины», как праздновали «вторые», были ли «третьи». А ведь у наших предков это был один из главных праздников в году, больше того — именно на Первые Осенины и встречали новый год!
Приходился этот праздник на 1 сентября — по старому стилю, а сейчас он выпадает на 14-е, по православному календарю это день св. Симеона Столпника — «Семён-летопроводец», как он назывался в народе: «лето» означало не только сезон, но и весь год. Любой дачник сразу же скажет, что начинается в первых числах сентября в Средней полосе России: конечно же, копка картошки. Но наши предки жили в основном «от жита до жита» — основное внимание уделялось хлебу, картофель же вообще широко распространился только в XIX веке.
И как раз к 1 сентября заканчивались основные труды хлебопашца — с полей вывозили урожай, заканчивалась и уборка льна, приходило время работ ближе к дому — в огородах. Начинался другой круг работ. И круг времени — приходило время обновления всей жизни. И первым обновляли огонь — гасили по всем печам (кое-где полагалось затушить даже церковные лампады!), и старшие из женатых мужчин села добывали новый, «живой» огонь. Насколько древним был этот обычай, можно судить уже по самому способу «возрождения» огня: в большинстве губерний он даже не высекался кремнем, а разжигался трением — в деревянной плашке быстро вращалась лучина.
Способ каменного века? Да, но именно такой огонь считался самым «настоящим», чистым, защищающим от всякого зла — им окуривали скот от болезней, зажигали свечи и лампады в храмах, старались сохранить как можно дольше в печах — а если случалось так, что угли остыли, шли к соседям «за огоньком», но не разжигали печь заново, «нечистыми» способами.
С нечистью боролись не только огнем: именно «на Симеона» села опахивали по кругу, чтобы не пришла «коровья смерть»: остаться на зиму без молока и неприкосновенного, самого последнего запаса мяса означало другую смерть, верную и страшную — голодную.
С «Сёмена-дня» начиналось и второе, «бабье» лето — в конце которого (8 сентября по старому стилю, 21 — по новому), на Рождество Пресвятой Богородицы, праздновались вторые Осенины — «оспожины» или «госпожины», «оспожинки». Этот день традиционно считался женским праздником — в нем слились и христианское чествование матери Иисуса Христа, и древнее поклонение Матери Сырой Земле, кормилице и подательнице всех плодов. Накрывался обильный стол, пеклись особые обрядовые печенья и хлебы — «богачи», собиралась вся родня, а бездетные женщины приглашали к застолью нищих. Именно в этот день и праздновался самый главный праздник урожая: надо было показать, как щедро одарила в этом году природа — и поблагодарить, чтобы и на будущий год она не поскупилась так же, как люди не поскупились на ее чествование.
Если в первые Осенины мужчины провожали лето, то во вторые женщины встречали осень. Для этого пекся особый овсяной хлеб, и рано утром старшая (или просто самая авторитетная) хозяйка села вместе с остальными женщинами и девушками несла его к реке или озеру — встречать «матушку Осенину» песнями-заговорами полагалось у воды и на рассвете. После этого хлеб делился на равные части между всеми дворами — хоть по небольшому его кусочку, но надо было скормить скотине, чтобы всю зиму не болела.
Ну, а еще через неделю наступало время третьих Осенин — Фролова дня, или «змеиного праздника»: по поверью, и змеи, и птицы в этот день прятались на зимовку кто под землю, кто в «вырий» или «ирий» — славянский рай. И если с подкормленными в этот день у дома птицами можно было попробовать передать весточку своим умершим предкам, то в лес ходить строго запрещалось: змеи могли «затянуть» с собой под землю!