Столетие назад это был непобедимый, могучий народ, державший в страхе все соседние племена. Зулусы считают себя сошедшими с небес, они уверены в своей великой исторической миссии, которую возложили на них боги, — способствовать объединению всех африканских народов.
Возможно, так бы и случилось, если бы они не вели кровопролитные военные сражения с бурами и англичанами одновременно.
Праздник урожая зулусы обычно проводят весной, но в разное время. Точная дата праздника устанавливается на совете вождей и жрецов, собирающихся в деревне, где живет верховный правитель народа (инкоси). До этого момента жрецы пытаются определить торжественный день, гадая по звездам и некоторым частям животных, приносимых в жертву. После назначения конкретной даты каждая зулусская семья сообщает об этом своим родственникам, работающим в разных районах Южно-Африканской Республики. У зулусов принято, чтобы в этот праздник все члены семьи находились дома.
Добравшись до своих краалей, зулусы сначала переодеваются — они снимают городскую одежду и облачаются в национальные костюмы. Затем проходит обряд очищения — мужчины омывают тело в реке, после чего натирают его смесью золы, глины и коровьего жира.
Праздник урожая — не просто праздник. Это традиция, призванная укрепить единство и сплоченность народа, восстановить преемственность поколений, упрочить союз предков и потомков. Зулусы верят, что если они сохранят обычаи почитания предков, те всегда смогут встать на их защиту и оградить от уничтожения.
Праздник состоит из двух частей: сначала проводится малый праздник, для которого характерны некоторая секретность и совершение традиционных ритуальных обрядов, затем на всех территориях, где проживают зулусы, отмечают большой праздник. Малый праздник проводится в деревне, где живет верховный правитель.
Из каждого поселения зулусов туда стекаются вожди. Обычно они идут пешком, так как каждого из них сопровождают пастухи со стадами овец и коров, предназначенных для забивания. Тела вождей обернуты шкурами леопарда, грудь пересекают перевязи из синего и красного бисера, в руках — щиты и копья.
В это время жрецы выбирают в стаде, принадлежащем инкоси, мощного черного быка, из сердца и печени которого потом готовят ритуальный напиток для правителя, чтобы увеличить его мощь и оградить от колдовства. Убивают быка в тот момент, когда солнце скрывается за горизонтом.
На следующий день ранним утром совершается выход правителя. Вся центральная площадь поселения заполняется воинами. Вождь в течение нескольких часов поет песню, прославляющую деяния народа и проклинающую врагов. Время от времени песня прерывается призывами к воинам, которые отвечают вождю мощным ревом и ударами копий о щиты.
Следующий этап — совершение ритуальных жертвоприношений. Предкам по праву принадлежит часть урожая и скота. Их приглашают посетить праздник. С помощью магических обрядов заключается договор с предками, которые должны теперь позаботиться о народе.
Чтобы закрепить этот договор, инкоси, а затем и вожди совершают омовение в реке. Каждый отдельный ритуал сопровождается танцами и пением. Завершается малый праздник обильным обедом, который обычно растягивается на 3 дня, после чего вожди пускаются в обратный путь к своим краалям.
Большой праздник отмечают в каждом краале на всей территории, где проживают зулусы, придерживаясь порядка проведения церемонии малого праздника. Причем представители интеллигенции участвуют во всех обрядах наравне с сельскими жителями. Главное — это не вера в силу предков, не приятное развлечение, а несокрушимое единство народа.